Забытый батискаф, лежащий на дне Камчатки

26 июля 2017, 17:11 2872
Лежащая на морском дне одной из бухт Петропавловска-Камчатского былая гордость отечественного военно-морского флота могла бы стать визитной карточкой города.

Всё, что связано с этой печальной историей глубоководного батискафа, проекта «Поиск-6», ещё недавно было окутано плотной завесой тайны. Сейчас это не менее плотно «окутано» пеленой нелепости и безразличия. Хотя, при желании, всё может быть совсем по-иному.

Звёздный час «Поиска-6»

Более 30 лет назад у берегов Камчатки было совершено рекордное погружение на управляемом подводном корабле – батискафе. Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить страны, которые способны на подобные технологические прорывы.

20 августа 1985 (по другим данным – 1986) года трое человек на борту военного батискафа АС-7 проекта «Поиск-6» в одной из океанских расщелин Курило-Камчатского жёлоба достигли глубины 6 035 метров.

Рекордное погружение стало огромным успехом нашей страны. Батискафу прочили большое будущее. Военно-морской флот связывал с ним большие надежды по борьбе с американским подводным шпионажем; наука включила «Поиск-6» в свои перспективные планы океанских исследований.

Ни о чём этом, правда, тогда не сообщалось. Всё было строго засекречено, и страна так и не узнала имена своих героев: командира батискафа капитана 3 ранга Анатолия Павлова, электромеханика капитана 3 ранга Мосунова и представителя Ленинградского адмиралтейского объединения Леонида Лазуто. А равно имена создателей этого засекреченного корабля.

Это был звёздный час в длинной эпопее вокруг первого отечественного сверхглубоководного батискафа. К сожалению, в дальнейшем всё пошло по скверному сценарию.

Обескураживающий финал

АС-7 недолго послужил военно-морскому флоту и науке, хотя на его создание было затрачено много времени, сил и денег…

В 1974 году американцам удалось частично поднять, с глубины 5 600 метров, затонувшую в 1968 году советскую подводную лодку К-129. Это была очень дорогостоящая операция. Ни о чём подобном мы тогда не могли и мечтать.

В разгар «холодной войны» и мы, и наш вероятный противник создавали глубоководные аппараты для обнаружения затонувших объектов военного назначения, гидрофонов системы SOSUS (SOund SUrveillance System - звуковая система наблюдения на акватории Мирового океана) - мощнейшая гидроакустическая противолодочная система ВМС США, установки глубоководных ядерных зарядов и систем прослушивания устанавливаемых на подводных кабелях связи.

В июне 1975 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде был заложен, и через 4 года (июнь 1979-го) спущен на воду батискаф АС-7 проекта «Поиск-6». Ещё 4 года длились заводские испытания на Чёрном море, завершившиеся успешным погружением на глубину 1 953 метра. 27 сентября 1983 года аппарат был принят для испытаний в ВМФ СССР.

Дальнейшее тестирование АС-7 предстояло пройти уже на Тихом океане, так как только там есть глубины, под которые проектировался батискаф. В том же году батискаф перевезли на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» в Петропавловск-Камчатский, где в течение 1984-1985 годов выполнялись совместные работы аппарата с танкером «Аламбай», плавучим доком ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин».

Батискаф дважды успешно превысил 6-километровую отметку океанского погружения в Курило-Камчатском жёлобе, одном из пяти глубочайших мест Тихого океана.

Но многообещающее начало имело скорый и печальный финал. Роковую черту подвело неудачное погружение 15 сентября 1987 года, когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения лёгкого корпуса. Испытания были прерваны, и батискаф поставили в док. Как потом оказалось, навсегда – последующие его «погружения» имели уже совсем иной характер.

Носом о грунт

Что же произошло с уникальным подводным судном?

Создавая АС-7, советские инженеры заимствовали многие классические идеи построения батискафа. В частности – легендарного «Триеста», который ещё в 1960 году достиг в Марианской впадине глубины 10 911 метров. Необходимо понимать большую разницу между батискафом «Триест» и нашим военным кораблем. «Триест» это герметичная капсула, которая опустилась на дно океана, зафиксировала рекорд погружения, произвела фотографирование дна, и, сбросив балласт дроби, всплыла на поверхность. Наш батискаф способен был перемещаться в горизонтальной плоскости, производить специальные работы на глубине и поднимать на поверхность груз большей массы. Это большее, без преувеличения - мирового уровня, достижение нашей науки и кораблестроителей. В итоге, в настоящее время батискаф «Триест» выставлен в военно-морском историческом центре города Вашингтон (США), наша же гордость лежит в частично затопленном доке, обрастая ракушками и небытием.

Для замещения воды в балластных цистернах АС-7 применялся сверхчистый летучий бензин, без остатка испарявшийся через два часа при сбросе в море.

Подводное водоизмещение АС-7 достигало 950 тонн, включая 240 тонн «поплавкового» бензина, плюс 30 тонн балласта из дроби, для аварийного всплытия. При каждом погружении батискафа за борт выпускалось несколько десятков тонн бензина. Это была не сверхмалая подводная лодка, как большинство предшественников, а небольшой подводный корабль.

Пространство в поплавке над поверхностью бензина заполнялось азотом для предотвращения возгорания. И всё же бензин был крайне пожароопасным. Даже незначительные удары, касания и повреждения корпуса при буксировке и постановке в док были противопоказаны АС-7.

Вот основные технические характеристики лодки проекта «Поиск-6»:

длина – 29 м; ширина – 6,3 м; высота – 8,2 м; осадка – 4,8 м, надводное водоизмещение – 355 т; масса полезной нагрузки – 2 300 кг; масса груза, поднимаемого на поверхность со дна – 400 кг;

4 электродвигателя, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах (300 штук типа СП-680); скорости: горизонтальная – 2,65 узла, вертикальная – 0,5 узла; дальность хода –16 миль; автономность: 72 часа по жизнеобеспечению и 19 часов по электроэнергии; экипаж – 3 человека.

Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения работали нормально. Но выявили и недостатки: в конструкции аккумуляторных батарей, в лёгком корпусе (поплавке), а также в использовании рафината риформинга (летучего бензина) в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести.

Во время рокового погружения 15 сентября 1987 года, на глубине примерно 5 600 метров, экипаж неправильно рассчитал плавучесть и не справился с управлением. Батискаф ударился о грунт и разбил носовую часть.

Учитывая физическое и моральное старение аппарата, госкомиссия так и не приняла АС-7 в состав флота.

По секретному постановлению правительства работы по проекту «Поиск-6» были прекращены. Батискаф остался на ответственном хранении в Камчатской военной флотилии, где «могилой» для него стал плавучий док ТПД-43.

Дважды утопленный

Сначала плавдок стоял у причала в Завойко. Но потом его оттащили к корабельному кладбищу в бухте Раковой, где док вместе с батискафом затонули из-за чьего-то разгильдяйства.

В лихие 90-е об АС-7, думаю, забыли. Когда 4 февраля 1995 года списывали затонувший плавдок ТПД-43, батискаф там даже не упоминался.

На 2 200 тонн металлолома нашёлся покупатель.

В 2009 году затопленный ТПД-43 купило ООО «ППТП». В «довесок» пошла ещё и дизельная подводная лодка С-327 постройки 1961 года.

В 2011 году предпринимателю удалось поднять плавдок из воды. К своему изумлению он обнаружил там неизвестный подводный аппарат, всеми давно забытый. Когда предприниматель уведомил о находке командование войсками и силами северо-востока России, об АС-7 несвоевременно вспомнили.

Командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко запретил разделку ТПД-43 с находящимся на нём «потаённым судном». Плавдок опять оказался на «ответственном хранении» в одной из воинских частей, у пирса №1 в Завойко, пока не решится вопрос с «рассекречиванием» батискафа. Из-за очередного разгильдяйства он вторично там затонул во время шторма 27 декабря 2011 года, с креном на левый борт и дифферентом на нос.

Что дальше?

Начались судебные тяжбы между предпринимателем и Министерством обороны по поводу понесённых убытков. Суды шли с переменным успехом. Насколько я знаю, деньги предпринимателю отсудить удалось, но совсем не в том объёме, в каком он оценил свои убытки.

Но я о другом хотел бы сказать. В Петропавловске-Камчатском, являющемся военно-морским форпостом на северо-востоке России, нет ни одного корабельного музея. Если установить поднятый со дна и отреставрированный батискаф АС-7, к примеру, на площади у реконструируемого морского вокзала, или в центре города, это будет лучшей визитной карточкой нашего города на сотни лет предстоящего будущего.

Сверхглубоководный батискаф будет интересен многим: как жителям Камчатки, так и нашим гостям. Его «секреты» давно уже секретом не являются. Это теперь только лишь свидетельство нашей славной истории: со всеми её достижениями и ошибками. Я за то, чтобы решить вопрос с подъёмом и реставрацией АС-7. Не такое уж это дорогостоящее занятие, учитывая, что лежат док и батискаф совсем рядом с берегом, на небольшой глубине. Если решение будет принято, я первый пожертвую на это дело значительную сумму денег.

На возможные возражения, что, мол, при остроте наболевших социальных проблем есть более достойное применение пожертвованиям, отвечу следующее. Социальных проблем в современной России действительно много. И решатся они, боюсь, не скоро. Но о своей славной и героической истории помнить нужно во все времена, а в трудные времена – особенно.

Ну а то, что ещё одна достопримечательность (и ещё какая!) будет совсем не лишней для повышения туристической привлекательности столицы Камчатского края думаю, вряд ли кто-то станет оспаривать. Ведь, по сути, не так много мы можем показать туристам в самом городе. Это уж точно ни для кого не секрет.

В будущее воскресенье мы будем отмечать день Военно-морского Флота, я от всей души поздравляю всех причастных к этому празднику настоящих мужчин, отдавших часть своей жизни служению во Флоте, также поздравляю всех морячек, ждавших возвращения мужей с моря. Всем, кто в море, семи футов под килем, а кто в прочном корпусе, тому пожелание, чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий.

При написании статьи были использованы материалы сети интернет и публикация на эту тему Игоря Кравчука.

С уважением, мичман Иванов Александр.

Наша ежедневная рассылка новостей в WhatsApp. Добавляйтесь!

Ваш телефон (федеральный):

Прежние новости на эту тему

Пока нет
Написал Антей (аноним) | 20 августа 2017 г, 22:55

Начались судебные тяжбы между предпринимателем и Министерством обороны по поводу понесённых убытков. ...Насколько я знаю, деньги предпринимателю отсудить удалось... Что, такое реально?

Написал Василий (аноним) | 2 августа 2017 г, 07:57

Хороший очерк. Спасибо автору.

Написал Сумеречный кот (аноним) | 28 июля 2017 г, 10:05

Лучше не надо, а то опять набегут маразм про каких-то пиратов писать и бедного калана приплетут. Будто админов нет совсем. Интересно, действительно - морской музей хорошая идея, для города, жизнь которого тесно связана с морем.

Написал (?) (аноним) | 27 июля 2017 г, 21:05

Удивительно, но комментов по интересной информации о былом величии страны нет. Да, не тот нынче порыв молодежи, что был ранее, во времена СССР. Молодая поросль, особенно "Младогвардейцы" хотят отметиться в этой жизни подвигами типа, покрасили скамейки, перевели через дорогу 12 бабушек едросовок, или поддержать переодетого в голодранца слыща - приспособленца,в особом почете сшить из тряпок знамя победы и показушно пронести его на сборище ПЖиВ. За это им скоро ордена давать будут и персональные пенсии. Совести нет и Родине служить никто не хочет, все хотят нести почетную вахту около бюджетного корыта.Молодежь страны интересуется и гордится яхтами воров-олигархов, какой-то батискаф, это о чем?

Оставить свой комментарий   Некорректный логин или пароль
Аноним Ваше имя: Пароль: Зарегистрироваться Просьба воздерживаться от нецензурной лексики, как открытой, так и завуалированной. Содержащие её сообщения, в соответствии с законодательством РФ, будут удаляться.