Лебедь, рак и щука: Блог Сергея Горского

8 февраля 2019, 17:44 8422
Комментариев пока нет
Попытка разобраться, как развивают туризм на Камчатке уполномоченные органы.

Вместо предисловия сообщения СМИ: «14 декабря 2018 губернатор Владимир Илюхин и глава Ростуризма Олег Сафонов в рамках «Дней Дальнего Востока в Москве» подписали соглашение о сотрудничестве. Глава Ростуризма отметил, что возглавляемое им ведомство будет оказывать всестороннюю поддержку Камчатскому краю по продвижению туристических продуктов как на внутреннем, так и на международном рынке».

«5 февраля 2019 года руководителя Ростуризма Олега Сафонова отправили в отставку. О том, что в Федеральном агентстве по туризму не всё благополучно, стало понятно еще в середине сентября 2018 года, когда по указу президента Владимира Путина оно перешло из подчинения Минкультуры в ведение Минэкономразвития. Ростуризм не справлялся и со своим плановым функционалом — с продвижением России внутри страны и за рубежом, на которое ежегодно выделялись сотни миллионов рублей из бюджета. Очевидно, начинается новый этап, и туризм будет восприниматься как отрасль экономики, а не сфера деятельности. На совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев дал поручение аппарату правительства подготовить предложения по кадровому усилению работы на туристическом направлении.

«Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; Да только воз и ныне там. И.А. Крылов.»

Он заявил, что в этой отрасли необходимо правильно расставлять приоритеты и эффективно управлять деньгами. Теме внутреннего и выездного туризма руководство России уделяет большое внимание. В стране есть хорошие возможности для развития этой отрасли, но не везде созданы необходимые условия».

Не первый год на всех уровнях власти туризм гордо декларируется одной из приоритетных отраслей экономики в стратегии развития Камчатского края. С этим никто не спорит – население ясно осознаёт и рекреационный потенциал полуострова, и открывающиеся перспективы повышения качества жизни обычных людей на территории. В целом понятны задачи, стоящие перед государством в этой сфере: построить необходимую инфраструктуру, установить чёткие правила игры, ликвидировать нелегальные компании, обучить молодые кадры, обеспечить безопасность и круглогодичный наплыв туристов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – созданы институты развития, щедро финансируемые из бюджета, в обязанности которых входит и содействие туризму. Казалось бы, беспокоиться не о чём, решение столь важного вопроса находится в руках профессионалов. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что, несмотря на общую цель, её достижение, судя по всему, видится исполнителями по-разному.

Например, открываем ноябрьский (выпуск 9) номер журнала «Деловая Камчатка», где руководитель Агентства инвестиций Камчатского края в статье «Успехи камчатского бизнеса – наш повод для гордости» сообщает, что «… мы занимаемся развитием туристических кластеров «Паратунка» и «Зеленовские озерки», … можно смело говорить о росте туристического потенциала нашего края». Буквально на следующей странице в публикации «Коэффициент удачи» читаем директора АО «Тепло земли»: «Создавался аквапарк сложно, без проектно-сметной документации… при расчёте своего бизнес-плана резидент заложил критичную ошибку: количество посещений аквапарка в бизнес-плане было заявлено до 1400 человек в день, то есть порядка 40 тысяч посетителей в месяц. Но это нереально, ведь у нас на Камчатке всего 300 тысяч населения! Не знаю, как этот бизнес-план был пропущен. Естественно, ни о какой окупаемости сегодня речи не идёт».

«На совещании со своими заместителями 5 февраля 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что субсидии на развитие туристической инфраструктуры получат 22 региона. В 2019-2021 годах в федеральном бюджете на эти цели заложено около 21 миллиарда рублей. За счёт такой поддержки государства в 24 кластерах должны появиться новые, комфортные гостиницы, кемпинги, кафе, прокат транспорта, то есть нормальная, полноценная туристическая инфраструктура. Премьер-министр уточнил, что региональным властям нужно будет отремонтировать существующие объекты, привести в порядок коммуникации, обеспечить транспортную доступность к местам, которые интересны туристам».

Смотрим список туристических кластеров. Казалось бы, Камчатка, по всем опросам неизменно делящая пальму первенства самых популярных направлений у туристов с Москвой, Санкт-Петербургом, Байкалом и Алтаем, со своими кластерами «Паратунка» и «Зеленовские озерки», которые «вызывают повод для гордости» у Агентства инвестиций, должна быть в списке. Но нет! Субсидии получат, в числе прочих, «супер востребованные» туристами регионы: Бурятия, Орловская и Тверская области. Приморский край получит полтора миллиарда, а Хабаровский край тоже полтора миллиарда аж на два кластера. Где же Камчатка? Как говорится, шах и мат.

Из сообщений СМИ узнаём, что проведены переговоры с представителями южно-корейских компаний по организации чартерных рейсов на Камчатку.

При этом оказывается, представители местных туристических компаний в переговорах участия не принимали, а корейцы уже создали собственную фирму, которая и будет обслуживать пассажиров чартерных рейсов. Так что вся прибыль по умолчанию вернётся в Корею.

Тем временем, к уполномоченному по правам предпринимателей Борису Титову обратились объединения профессионалов туристического бизнеса Санкт-Петербурга с просьбой защитить от недобросовестной конкуренции китайской стороны. Туристы из Поднебесной массово посещают северную столицу, где их обслуживают соотечественники. Китайские фирмы демпингуют ценами на туры и транспорт, выкупают квартиры, гидами нанимают китайских студентов, а деньги отбивают в собственных ювелирных магазинах, где 99% изделий не имеют российского клейма. В результате китайцы не платят налоги, разрушают инфраструктуру, отбирают работу у россиян. Мэрия Санкт-Петербурга полагала, что в 2018 году город посетило 8 миллионов туристов, после тщательного подсчёта их оказалось 15 миллионов. Как говорится, всё у нас хорошо, но дальше так жить нельзя.

Китайцы расширяют экспансию с Байкала на Дальний Восток и уже сегодня приглядываются к Камчатке. Если не учесть ошибки других регионов страны в привлечении китайских туристов и не направить этот процесс в цивилизованное русло сразу, то завтра мы будем пожинать печальные плоды «дикого» китайского туризма. Понятно, что следует предоставить приоритетное право обслуживать организованные группы туристов из Юго-Восточной Азии камчатским компаниям.

После снижения транспортного налога автолюбителям Камчатки, он был в полтора раза повышен всем владельцам маломерных судов. На обращение профессионалов туристической отрасли сохранить прежние ставки 19 легальным судовладельцам, имеющим лицензию Регистра, уплачивающим налоги и застраховавшим всех пассажиров на борту, поскольку они создают мультипликативный эффект для развития экономики Камчатского края, Министерство экономического развития Камчатского края ответило отказом. Вместе с тем, Президент поставил перед Минэкономразвития амбициозную задачу к 2020 году удвоить экспорт туристских услуг из РФ до 20 миллиардов долларов в год (что превышает доходы от продажи вооружения за рубеж).

Ну, и напоследок самое вкусное. Местное правительство легко выделяет десятки миллионов рублей на мероприятия, заявляемые как для привлечения туристов. Вместе с тем, экономические форумы, дни Дальнего востока в Москве, симпозиумы и совещания, как бы мягче выразиться, не приносят никакого эффекта развитию туризма на Камчатке. Туда и представителей местных туристических компаний не зовут. Как можно привлечь туристов протокольным мероприятием, где присутствуют почти исключительно чиновники? Это либо ярмарка тщеславия, либо, в лучшем случае, современная версия ВДНХ. Всё бы ничего, только на специализированные выставки как в России, так и за рубежом, которые посещают десятки тысяч туристов и профессионалов отрасли, денег, как ни странно, не остаётся.

В итоге имеем бурную деятельность многих ведомств, но на выходе пока… бумажный снег.

Написать комментарий   Некорректный логин или пароль
Ваше имя: