Заочный техосмотр, как дистанционная беременность: ИА «Кам 24»

Заочный техосмотр, как дистанционная беременность

27 апреля 2015, 12:09 9362

Выстроенная в масштабах страны коррупционная схема заметна всем, кроме тех, кто должен с ней бороться. На Камчатке в ней крутятся сотни миллионов рублей.

Микрокапля в океане

Абсурд легко становится нормой. К нелепости люди привыкают быстрее всего…

Когда портал «Кам 24» опубликовал в феврале сообщение о фиктивных техосмотрах, реакция читателей меня, если честно¸ удивила. Я рассчитывал прочитать в комментариях что угодно, но только не ссылки, где ещё можно пройти заочный техосмотр, не предъявляя машину…

«Конторки», оказывающие такие услуги, расплодились, как грибы после дождя. Платишь деньги девчушке, сидящей за компьютером, через день у неё же получаешь готовую диагностическую карту, а потом и сам полис.

Невольно усомнишься в своей же вменяемости. Может, я чего-то не «догоняю» в современной жизни и не нужны уже вообще эти осмотры? Может, это пережиток прошлого?

– Нужны, конечно, – возвращает мне веру в свою психическую нормальность начальник отдела пропаганды краевого ГИБДД Андрей Волков. – Технические средства, безусловно, необходимо осматривать. Иначе последствия непредсказуемы.

Краевое ГИБДД терроризировал ещё один зануда, вроде меня, председатель краевого отделения Комиссии по борьбе с коррупцией Сергей Александрович Мылов. Это общероссийская общественная организация. Мылов регулярно приносил заявления о фиктивных техосмотрах, и ГИБДД провела-таки вместе с ним проверку аж пяти водителей, указанных Мыловым, и ещё четверых по своим «наводкам». Итого девять! А знаете, сколько по городу катается машин с «филькиным» техосмотром? Семьдесят шесть тысяч! Откуда узнал, спросите? Подсчёт, грубый; его сделал один человек, о котором речь дальше. Но даже если он слегка ошибся, порядок цифр всё равно примерно такой.

Заговор шаромыжников

– Это сговор в масштабах России, – считает Александр Иванов, учредитель предприятия автосервиса «Автолюкс Ойл». – Я знаю примеры, когда в страховой компании целенаправленно адресовали людей в разные «шарашкины конторы». Автовладелец заходит в сарай, платит деньги, и через день ему якобы привозят с материка диагностическую карту. Связанная с мошенниками страховая компания выписывает на основании этой фальшивки фиктивный договор ОСАГО.

Предприятие Иванова входит в число 8-9 операторов Камчатки, выполняющих реальный техосмотр. Машину загоняют на площадку, включается видеосъёмка, указывается время, информация уходит в базу данных. Всё прозрачно; махинации исключены.

– У меня техосмотр занимает 35-40 минут, то есть за восьмичасовую смену мы можем провести не более 12 осмотров, – продолжает Александр Иванов. – А шаромыжники выполняют за день мою месячную норму.

Вот подсчёты Иванова. В Петропавловске выполняют реальный техосмотр до 9 операторов, и за год они суммарно обслуживают порядка 24 тысячи автомашин. А в краевой столице, согласно официальной статистике, машин никак не меньше 100 тысяч.

Горький привкус халявного сыра

Собственно, «прогресс» пошёл дальше. Сараи уже не актуальны – диагностическую карту, да и страховку можно оформить через материковскую фирму: в Москве, Владивостоке, Питере, Кемерово… Обращаться в работающие на Камчатке страховые фирмы уже не интересно, поскольку они стали навязывать в нагрузку к ОСАГО дополнительные услуги. «Кам 24» сообщало о таких случаях на примере «Росгосстраха». Прокуратура штрафует их через суд, но главное зло невредимо. Официальных камчатских страховщиков наказывают за навязывание услуг, а рядом с ними «конторки» пачками штампуют полисы от имени страховщиков из других регионов, причём без всякого навязывания, быстро и по разумным ценам.

Халявный сыр, как известно, только в мышеловке. Обладатели таких «филькиных грамот», порой, не понимают, что их проблемы решены только до первого страхового случая. Когда таковой наступает, выясняется, что полис с точно таким же номером существует в Москве (Санкт-Петребурге, Кемерово и т.д.). Печатаются два страховых бланка с одним и тем же номером: один выдают на Камчатке, второй – на материке, но уже другому человеку. Действительный – тот, что материковский, а обладателю его камчатского «двойника» страховку не получить никогда. Страховщики на законных основаниях умывают руки: бланк, мол, фальшивый, компания не получила страховую премию, поэтому платить страховку не будет, подавайте в суд.

Это подтвердил и Андрей Волков, рассказывая о выявленных материковских полисах на руках у камчатских водителей. Как считает Волков, обладатели таких «документов» тешат себя пустыми иллюзиями. Никакой страховки они не получат. Так сколько на полуострове таких «пленников иллюзий»? Смотрите цифры выше.

Вроде как расследование

– Масштабы афёры колоссальные, – считает Александр Иванов. – Этот спрут всю страну опутал: коррупция на самом высоком законодательном уровне. Наглые, хладнокровные мерзавцы цинично попирают закон. Что они дурачат автовладельцев, ещё пол беды. Страшнее другое – кто считал погибших на дорогах из-за неудовлетворительного состояния техники?

Как рассказал Иванов, представители авторемонтной отрасли давно акцентируют внимание правоохранителей на творящейся вакханалии:

– Сейчас вроде как идёт расследование. Мы полицию напрягли… Ох, как им это не нравится! Нам даже высказывали претензии от них, хотя претензии могут быть у нас, налогоплательщиков. Мы просто хотим, чтобы полицейские проверяли в базе данных, где пройден техосмотр машины. Если на материке – применять власть. Ведь никто туда машины на осмотр не гоняет!.. Пускай начнут хотя бы с таксистов – они же людей перевозят! А вообще всё решается просто: или вернуть систему выдачи талонов через ГИБДД, или ужесточить контроль за операторами. И нужно писать в Центробанк о лишении лицензии страховых компаний, замешанных в афёре.

Пшык века

Председатель камчатского отделения Комиссии по борьбе с коррупцией Сергей Мылов регулярно писал письма в краевую прокуратуру и полицию. В прокуратуру, видимо, напрасно, поскольку, как пояснили мне в прокурорской пресс-службе, такие дела (аферисты, мошенники и прочее) не в их компетенции. В управлении Следственного комитета мне тоже пояснили, что такая мелочёвка не по адресу. Вот если бы там были замешаны должностные лица!..

Полицию Мылов, с его слов, долбил очень долго. Он и письма мне показывал, какие отправлял начальнику краевого УМВД Александру Сидоренко и начальнику управления экономической безопасности и противодействия коррупции подполковнику полиции Сергею Скороходу. Особое внимание обращал Мылов на действие организованной преступной группы на полуострове. Мог быть процесс века. Но вышел пшык, а не процесс века.

Полиция подключилась. По крайней мере, об этом мне рассказал старший инспектор Александр Лупанов, занимавшийся такими делами. Дел, с его слов, было 12, все в этом году. Материалы уже направлены по территориальности – то есть в те регионы, где зарегистрированы страховые компании, выдающие камчатским водителям материковские полисы. Как пояснил мне Лупанов, ответственность за подобные действия (передача в единую автоматизированную информсистему техосмотра сведений о проведении техосмотра транспортного средства, в отношении которого осмотр не проводился) появилась в Кодексе об административных правонарушениях только в октябре прошлого года (часть 4 статьи 14.4.1 КоАП РФ). До этого к «конторкам» вообще не за что было придраться. Под уголовную статью о мошенничестве они никаким боком не подходят, а по «административке» за это предусмотрен штраф от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. И то только с юридических лиц.

Как думаешь, читатель, чем всё закончиться? Долго гадать не нужно: спустя время, из материковских городов придут ответы, что, согласно проведённой проверке, указанные страховые компании легально работают на основании действующего законодательства. Оно и понятно: у себя в Питере, Москве, Хабаровске или Самаре они действительно ничего формально не нарушают. Нарушением (притом, совершенно очевидным) является то, что их камчатские партнёры оформляют полисы на основании техосмотра, который никто не проходил… Но мошенничеством это почему-то не считается. Замкнутый порочный круг. Если и влупят кому-то штраф, ситуацию это принципиально не изменит.

«Розовые очки»

Подведём итог. Три года назад, в 2012-м, выдачу техталонов забрали у ГИБДД. Теперь всем заправляют автостраховщики. Казалось, разрушили коррупционную систему, процветавшую в сфере техосмотров ГИБДД, но взамен создали новую. По-моему, ещё более опасную, поскольку теперь теневыми миллионами ворочают вообще дилетанты, не имеющие к техосмотру никакого отношения. Заочные техосмотры сродни дистанционной беременности – родиться от неё ничего не может.

– Рынок этих услуг на Камчатке около 300-400 миллионов рублей, – прозвучало на общественном слушании по данной проблеме, состоявшемся ещё 24 декабря в правительстве Камчатского края. – Это огромные деньги; мошенники будут за них отчаянно бороться, и никто ничего с ними не сделает, пока этим не займётся полиция.

Выступающего поправили, что куш составляет, скорее даже не миллионы, а миллиарды рублей, чего с лихвой хватит и на «крышу» во власти, и на «розовые очки» для тех, кто обязан это искоренять, и на физическое истребление особо назойливых борцов за справедливость.

Как отметили некоторые выступавшие, уголовный состав преступления (мошенничества) в действиях участников афёры всё же есть, например, изготовление и выдача недостоверных документов, что может напрямую повлечь человеческие жертвы.

Один из участников слушаний напомнил, что в прошлом году полиция возбудила уголовное дело по изготовлению недостоверных медкнижек. Ещё раньше, в пресловутые 90-е, после долгой раскачки и возмущения общественности, взялись-таки за «напёрсточников». В Москве посадили гения финансовых пирамид Мавроди… Аналогий с сегодняшними аферистами более чем достаточно. В чём же дело? Так и будем слушать объяснения о юридических лазейках?

Другой вопрос, что для организации нормального техосмотра Камчатка, мягко говоря, не очень-то готова. Пропускная способность сертифицированных операторов озвучена выше Александром Ивановым: около четверти от количества машин. Но мощность легальных операторов никогда и не вырастет, если их будут душить мошенники, предлагающие свои «услуги» при попустительстве власти. Ещё один порочный круг… Ведь можно ли назвать действенными мерами то, о чём сообщили представители полиции Андрей Волков и Александр Лупанов? Девять, двенадцать выявленных фактов на фоне тотального характера происходящего беспредела – масштаб, извините, мизерный.

Абсурд легко становится нормой. С этой философской мысли я начал свои рассуждения. Она не оставляет меня и сейчас.

Подумай, читатель, вот над чем. Фиктивные техосмотры удобны большинству самих автовладельцев: и дешевле, и проще. Поэтому моё занудство вряд ли встретит горячую поддержку, на которую я не рассчитываю. Но ведь за счёт этого «удобства» наживается узкая группка откровенных мерзавцев (тут я абсолютно согласен с Александром Ивановым), а кто-то из нас заплатит за всё это жизнью. Неисправная машина на дороге – потенциальный источник многих бед. Это вызывает у кого-то сомнения?

Александр КРЫШТАЛЬ.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!

КОММЕНТАРИИ

Веталь (гость) | 29 апреля 2015 г, 06:19

Техосмотр - это очередной ненужный никому побор денег. Расскажите мне, какой смысл проходить его 1 раз в год? Допустим сегодня я его прошел, а завтра залетел в открытый люк и надломил шаровую, рейку, или еще че. Ну и езжу себе до аварии на не исправной машине. Я считаю каждый автолюбить должен сам контролировать техническое срстояние своего ТС. Развелось нахлебников... Тоже и касается медкомиссий. С ними еще хуже все - они действительны 3 года. За столько времени можно и ослепнуть и оглохнуть и еще многое что со здоровьем случится может.

Ирина (гость) | 28 апреля 2015 г, 20:53

На самом деле очень удобно заказать техосмотр http://karta-tehosmotr.ru/ с доставкой на дом


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться